22 декабря 2022 года был принят федеральный закон № 580-ФЗ, его цель — регулирование сферы пассажироперевозок. Теперь службы заказа (агрегаторы) несут обязательства при ДТП, если заявку выполнял водитель без лицензии.
Также службы заказа, самозанятые водители и ИП должны иметь специальный допуск для работы. Автомобили, задействованные в перевозках, необходимо внести в региональный реестр.
Новый закон о такси направлен на «обеление» рынка и усиление мер безопасности для пассажиров. Также новый закон такси усиливает контроль государства за сферой перевозок.
Диспетчерские должны фиксировать все заказы на поездки в электронном виде или на бумаге, а затем хранить информацию в течение полугода. Эта мера поможет ФСБ и МВД в предотвращении и расследовании преступлений. Представители государственной службы безопасности получают круглосуточный беспрепятственный доступ к необходимым данным.
Читайте также: Как работать с онлайн-кассами в такси.
Закон о такси: последние изменения
Сферу перевозок пассажиров регулируют шесть действующих нормативных документа:
ФЗ № 580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси».
ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».
ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ФЗ № 197 «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Постановление № 908 «Об утверждении норм рабочего времени управления транспортным средством физическими лицами».
Основной федеральный закон о такси — ФЗ № 580, именно он регулирует деятельность таксомоторных услуг.
Федеральный закон такси
Разберем, кому и какие данные необходимо внести, чтобы работать с соблюдением нового закона такси.
Регионы самостоятельно ведут три списка, а затем передают данные в единую федеральную систему ФГИС «Такси».
Реестр перевозчиков — в него попадают самозанятые таксисты, службы с собственным парком и ИП.
Реестр автомобилей — сформирован для того, чтобы учесть все экипажи, работающие в пассажироперевозках.
Реестр служб заказа — вмещает в себя информацию об агрегаторах и диспетчерских, которые делятся заказами с ИП-водителям или самозанятыми.
Требования для такси
Таксопаркам с собственным транспортом и наемными водителями нужно:
зарегистрироваться в государственной системе в качестве перевозчика;
передать сведения о каждой единице транспорта в реестр легковых автомобилей.
Тем, кто предоставляет услуги аренды: необходимо зарегистрировать таксомоторную технику, которая участвует в пассажироперевозках, в реестре легковых автомобилей.
Читайте также: Как действует агентский договор с водителем такси.
Подробнее рассмотрим, какие правила должны соблюдать службы заказа (агрегаторы) и таксопарки с собственными автомобилями, согласно новому закону такси ФЗ № 580.
Все службы с 2021 года в обязательном порядке работают с онлайн-кассами. Для работы таксопарк заключает договор с оператором фискальных данных, и вся информация о платеже передается в органы Федеральной Налоговой Службы.
Передавать заявки на поездки можно только лицензированным водителям, зарегистрированным в региональном реестре. Информация о транспортном средстве также должна быть отображена в реестр автомобилей.
Если служба заказа будет взаимодействовать с нелегальными перевозчиками, у сервиса могут отозвать допуск на работу. Санкции применяются в том случае, когда контролирующим органом выявлено более 10 подобных заказов или 0,01% от общей массы заявок.
Службы заказа (агрегаторы) отвечают перед пострадавшими в ДТП пассажирами, если заказ был передан водителю, у которого нет активной лицензии. В ситуации, когда страховка легального водителя не может возместить весь нанесенный урон, то оставшуюся сумму оплачивает служба заказа.
На сайте следует выложить образец договора на оказание услуг легкового такси с перевозчиком.
Таксопаркам, в которых отношения с водителями регулируются на основе трудового договора, не нужно отдельно получать лицензию на каждого сотрудника. Достаточно разрешения на работу в качестве перевозчика на всё предприятие. Также необходимо передать сведения о каждом экипаже в реестр легковых транспортных средств.
Служба заказа вправе выделить отдельные тарифы, которые предусматривают, что пассажир использует экипаж по договору аренды. Такой вид перевозок не относится к услугам такси и допустим Гражданским кодексом РФ: 632 и 633 статьи.
Для работы службы необходима лицензия. Таксопарку с собственными автомобилями достаточно разрешения на работу перевозчика. Диспетчерская или агрегатор, которые делятся заявками с водителями, регистрируются как служба заказа такси. Лицензию или разрешение на работу можно получить в Минтранспорте или в Департаменте дорожного хозяйства, контролирующем область или оформить на сайте Госуслуг.
Разрешения, полученные до вступления в силу ФЗ № 580, действительны до указанного в документе срока действия. Но не дольше 1 сентября 2028 года. Закон не обязывает перевозчиков с текущими лицензиями подавать дополнительные сведения в реестры. Однако органы местного самоуправления могут организовать мероприятия, чтобы систематизировать данные.
Работа службы ведется в соответствии с договором фрахтования. Он предусматривает обязательное фиксирование данных о поездке: время, номер заказа, место подачи машины. Также клиент должен получить уведомление о подаче машины. Например, «Едет черный Хендай X342VU265» 3 км около 2 минут. Водитель — Остапов Петр Федорович«. В спорной ситуации, согласно условиям договора фрахтования, пассажир или водитель могут поднять данные заказа и прояснить все детали и нюансы.
Требования к таксопарку
Независимо от того, кому принадлежит транспортное средство, работающее в пассажироперевозках, его необходимо включить в реестр легковых автомобилей.
Каждый экипаж должен быть оборудован таксометром. В качестве инструмента для учета километража также можно использовать приложение для приема заказов, если оно обладает подобным функционалом.
В салоне пассажир должен увидеть следующие информацию:
Сведения, подтверждающие регистрацию в реестре перевозчиков.
Срок действия допуска для оказания таксомоторных перевозок.
ФИО водителя и информация о таксопарке.
Контактный номер телефона диспетчерской.
На бортах автомобилей такси нужно разместить контрастные «шашечки», на крыше — оранжевый фонарь. Отдельные регионы России могут устанавливать собственные требования к цвету кузова и экологическому классу транспорта.
Требования к автомобилю в такси
С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтранса от 17.05.2018 № 199. Изначально его положения вызвали массу обсуждений, так как информация в СМИ преподносилась так, что коммерческому полностью транспорту запрещают парковаться во дворах.
Однако документ ограничивает только создание официальных парковок для коммерческого транспорта в жилых кварталах. То есть оставлять во дворе автомобиль, работающий в такси, можно. Единственное ограничение — его вес не должен превышать 3,5 тонны.
Требования к легковому такси во дворе
Водители могут быть оформлены как:
индивидуальные предприниматели (ИП) — работают на себя или на основе договора со службой заказа (агрегатором);
самозанятые — не могут таксовать самостоятельно, поэтому обязательно нужен действующий контракт со службой такси; наемные сотрудники по трудовому договору.
ИП и самозанятым необходимо получить официальный документ, подтверждающий допуск к работе. Полученное разрешение нельзя передавать кому-либо. Наемным водителям, работающим по трудовому договору, ничего дополнительно оформлять не требуется.
Разрешение бесплатное, чтобы получить, нужно подать заявление через Госуслуги и предоставить следующие документы:
мед.справку, подтверждающую отсутствие ограничений для управления транспортным средством;
удостоверение категории «В» с водительским стажем не менее 3 лет;
справку, свидетельствующую, что нет непогашенной судимости;
выписку, подтверждающую, что машина зарегистрирована для работы в такси, то есть в первую очередь, необходимо добавить в реестр транспортное средство;
самозанятым необходимо предоставить контракт со службой заказа.
Изначально новое законодательство подразумевает, что водитель может трудиться только в том субъекте России, где было получено разрешение. Однако местные власти могут снять эти ограничения и установить собственные нормы.
Ограничения коснутся тех, у кого:
есть непогашенная или неснятая судимость за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и так далее (ст. 328.1 ТК РФ). более трех задолженностей за несоблюдение правил дорожного движения;
имеется более одного за год: ареста за нарушение ПДД или лишения прав;
не сдан зачет на знание населенного пункта — по усмотрению законодателей региона.
Закон о такси по-прежнему говорит, что все водители должны иметь при себе путевой лист и заключение медицинского осмотра.
Также согласно постановлению правительства о нормах рабочего времени, таксисты могут трудиться не более 12 часов в сутки. Суммарное количество отработанных часов — не более 40.
Новый федеральный закон позволяет заниматься перевозкой пассажиров со статусом самозанятого. Обязательные условия:
контракт с таксопарком или службой заказа;
подтвержденная регистрация в качестве перевозчика через Госуслуги;
специализированный полис ОСАГО для перевозчиков;
передача в единый реестр данных об автомобиле, если он принадлежит самозанятому;
ежедневные и медицинские осмотры.
Более 24 регионов России запретили мигрантам работать в различных областях хозяйственной деятельности, в том числе в пассажироперевозках. Такая мера предусмотрена ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 18.1. Регионы самостоятельно могут вводить ограничения и запреты на работу мигрантов, работающих по патенту.
Субъекты, где труд мигрантов разрешен, водителям, желающим трудиться в сфере такси, необходимо:
подтвердить, что нет судимости и предоставить справку из России и родной страны; зарегистрировать авто в реестре легковых транспортных средств;
Депутаты Государственной думы вносят на рассмотрение законопроекты, чтобы смягчить требования федерального закона. На данный момент документы находятся на рассмотрении и неизвестно, будут ли приняты.
При этом 68% регионов еще не ввели необходимые реестры и 65% не приняли требуемые нормативно-правовые акты.
Обсуждение закона о такси по-прежнему идет в общественном пространстве, звучат предложения о снижении требований для небольших служб заказа и введении краткосрочных полисов ОСАГО.
С 16 по 18 апреля 2025 года Сочи стал центром притяжения для владельцев служб такси. Акселератор такси в этом году был посвящен масштабированию, развитию новых направлений и укреплению профессионального сообщества.
Финансовая отчётность такси перед клиентами существует так же, как и для любых других расчётов: у пассажира должно остаться подтверждение об оплате поездки. Для этого службы такси должны выдавать чеки или квитанции в форме бланков строгой отчётности. Мы уже рассказывали, что чеки формирует онлайн-касса для такси, но бланки заполняются вручную. Расскажем, что такое БСО для такси, как его создать и заполнить.
Все службы обязаны выдавать чек пассажиру после оплаты поездки. Для этого в службе должны быть установлены кассовые аппараты. Расскажем, какие варианты установки онлайн-касс допускаются законом 54-ФЗ.
С приходом сетевиков становится сложнее удержать водителей. Почему в одних службах трудятся годами, а в других не выдерживает и 10 дней? Сегодня мы расскажем, кто такой водитель, и как убедить его сотрудничать с вами.