13 мая 2025 года Госдума приняла законопроект о локализации автомобилей такси. Локализация такси простыми словами — это требование к уровню производства автомобилей в России. В этой статье разберем в какой стадии находится закон, как он будет действовать, на кого распространяется и как можно подготовиться.

На кого распространяется закон
Начнем с того, что закон еще не принят окончательно. 13 мая 2025 года Госдума приняла закон во 2 и 3 чтении, после этого его должен рассмотреть Совет федерации и подписать Президент. Если закон пройдет последние два этапа — то начнет действовать с 1 марта 2026 года. Отсрочку от вступления закона получат Калининградская область и Сибирь до 1 марта 2028 года, Дальний Восток до 1 марта 2030 года.
Закон будет распространяется на всех, кто будет регистрировать автомобили в региональном реестре такси. Закон не имеет обратной силы и не будет распространяться на автомобили, которые были внесены в реестр до 1 марта 2026 года. Также он не будет распространяться на автомобили бизнес-класса стоимостью более 4 млн рублей.
После вступления закона в силу при внесении в реестр такси ТС должно подходить по одному из пунктов:
- соответствовать совокупному количеству баллов локализации, установленному нормативным правовым актом;
- или быть произведен в рамках специального инвестиционного контракта.
С 1 января 2033 года количество баллов локализации станет единственным критерием для регистрации такси.
Судя по тексту проекта законопроекта, сведения об автомобилях, которые соответствуют закону будут опубликованы, однако пока официальной информации о них нет.
Что значит «локализация»
Локализация такси означает использование автомобилей с определённой долей производства в России. Она будет оцениваться в баллах: чем больше компонентов произведено в РФ, тем выше уровень локализации автомобиля. Сейчас система баллов уже применяется при закупке служебных автомобилей для органов власти и в социальные службы, а также при предоставлении льгот на автокредиты и лизинг.
По словам председателей Госдумы закон направлен на поддержку отечественного автопрома, стимулирование производства российских авто в такси и создание рабочих мест. Несмотря на громкие заголовки, закон не запрещает иномарки сразу и не требует немедленной замены автопарка.
Как рассчитывается уровень локализации
Система баллов локализации — это способ оценить, насколько автомобиль произведен в России. Чем больше деталей и операций сделано в РФ, тем больше баллов получает автомобиль. Рассчитывается она по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 719.
Что дают баллы
Баллы показывают, можно ли автомобиль использовать для определенных целей, в перечень которых войдет и деятельность такси. Например, для госзакупок в 2023 году нужно минимум 3200 баллов, а для такси с 2026 года — ориентировочно столько же.
Как начисляются баллы
Баллы дают за разные этапы производства в России. Каждой операции присваивается определенное количество баллов. Вот основные примеры:
Сборка автомобиля:
- Сварка кузова в России — 400 баллов.
- Окраска кузова — 500 баллов.
- Установка деталей на кузов — 600 баллов.
Производство деталей:
- Двигатель сделан в РФ — 400 баллов.
- Коробка передач произведена в РФ — 300 баллов.
- Электронные системы, например, блоки управления — до 200 баллов.
Материалы:
- Использование российского металла для кузова не менее 70% массы — 200 баллов;
- Российские стёкла — 100 баллов;
- Российские шины — 100 баллов.
Другие операции:
- Производство сидений — 100 баллов;
- Климатическая система — 100 баллов;
- Тестирование и разработка в РФ — до 150 баллов.
Какой уровень локализации нужен для такси
На данный момент в тексте законопроекта указано, что уровень локализации автомобилей такси должен соответствовать требованиям, которые применяют при государственных закупках. Сейчас это 3 200 баллов.
Во время обсуждения законопроекта депутаты также предположили, что некоторые регионы могут установить более высокий уровень локализации для поддержки местных автозаводов, однако ожидается, что в основном будет применяться установленный минимум.
Что такое специальный инвестиционный контракт
Специальные инвестиционные контракты (СПИК) в России заключаются между государством и инвесторами для стимулирования промышленного производства, включая автопром.
Вот некоторые производители, заключившие СПИК, о которых нам удалось найти информацию:
- Volkswagen Group Rus: Производство в Калуге (Tiguan, Skoda Rapid, Kodiaq)
- Toyota Motor: Завод в Санкт-Петербурге (Camry, RAV4).
- PSA Group (Peugeot-Citroën): Завод PCMA Rus в Калуге (Peugeot 408, Citroën C5 Aircross).
- АвтоВАЗ: Тольятти (LADA Niva).
- Volvo Trucks: Производство грузовиков в Калуге (FH, FM).
- Автотор: Калининград (Kia, Hyundai, BMW, BAIC, Xcite).
- Haval (Great Wall Motors): Завод в Тульской области (Jolion, Dargo, F7).
- Москвич: Московский завод («Москвич 3», «Москвич 6»).
- Evolute: Липецкая область (i-Pro, i-Joy, i-Sky).
- КамАЗ: Производство грузовиков и автобусов (КамАЗ-54901, НЕФАЗ).
Будем ждать более подробной информации о подходящих автомобилях после официального принятия и публикации закона.
Какие автомобили можно будет использовать
Пока нет официального списка автомобилей, которые соответствуют требованиям закона, можно ориентироваться на автомобили с высоким уровнем локализации или произведенные по СПИК.
Вот некоторые примеры:
Автомобили с высокими баллами локализации:
- LADA Vesta — около 5000 баллов,
- LADA Granta — около 5000 баллов,
- LADA Vesta Cross — около 4000 баллов.

Автомобили произведенные по СПИК:
- Haval Jolion,
- Evolute i-Pro,
- BAIC X35,
- Xcite X-Cross 7,
- Citroën C5 Aircross.

Как подготовиться до начала действия закона
Еще раз напомним, что закон еще не прошел все этапы одобрения и принятия. На данный момент лучше всего — проверить регистрацию всех автомобилей службы в реестре такси и обязать зарегистрироваться тех, кто еще этого не сделал.
Далее — следить за новостями из официальных источников и ждать обнародования закона. В нем еще могут появиться изменения.
Читайте также: