Бизнес такси после короновируса
+7 (499) 709-84-87
Заказать звонок
Главная
/
Блог о развитии бизнеса такси от А до Я
/
Как работать в такси после короновируса
18.05.2020

Как вернуть бизнес такси в строй после коронакризиса


Кризис из-за ситуации с коронавирусом наступил для служб такси не только в отдельных регионах. Его география затронула и Россию, и Европу, и страны СНГ. Вы на опыте собственной службы могли заметить, что из-за режима самоизоляции количество заказов сократилось почти вдвое, многие водители ушли и конъюнктура местного рынка изменилась. 

  • В России все службы такси констатируют факт по снижению количества заказов на 40%–50%. Водителей стало меньше в среднем на 30%. Самой тяжёлой стала первая неделя апреля 2020, когда только ввели режим самоизоляции, а в Москве установили пропускную систему для автомобилей. Было тяжело, но службы всё равно вывозили заказы, работали, в отличие от Киргизии.

  • В Кыргызстане 25 марта 2020 было введено положение ЧС, был полный запрет на работу всего транспорта. Службы такси были вынуждены закрыться. И только 1 мая в стране были введены послабления для такси, службы смогли возобновить работу. 

  • Узбекистан тоже тяжело переживал ситуацию с изоляцией. Не разрешено было перевозить пассажиров, разрешалась только доставка. 

  • В Таджикистане коронавирус был выявлен недавно, поэтому всё только начинается. Если апрель для служб такси прошёл как обычно, то в мае уже зафиксирован спад числа заказов.

Такая ситуация характерна для бизнеса такси в целом: где-то ограничительные меры со стороны государства были жёстче, где-то мягче. Расскажем, почему не нужно отчаиваться и что делать, чтобы восстановить свой бизнес.





Использовать опыт прошлых кризисов 

Кризис из-за коронавируса не первый, который поверг в панику службы такси. Рынок уже пережил как минимум 2 кризиса. Хотя они вынудили многие службы такси закрыться, но имели и довольно положительные последствия.

Первый кризис. В 2013 в города России массово начали заходить сетевики, такие как Максим, Везёт, Сатурн. Службы такси не знали, как конкурировать с новыми сильными игроками, они теряли заказы и водителей. Для решения именно этого вопроса такси-сообщество собралось на Акселераторе в Подмосковье и Акселераторе в Казахстане.

Второй кризис. Примерно в 2016–2017 агрегаторы начали агрессивно продвигаться в России и СНГ, начали доплачивать водителям и демпинговать. Владельцы такси снова запаниковали: как перестать терять водителей и заказы, если доплаты невыгодны для службы, как остаться самостоятельным игроком на рынке.

Эти ситуации были очень схожими. И сетевики, и агрегаторы активно заходили на рынок благодаря снижению цен на поездки и денежной мотивации водителей. Как кризисы изменили рынок такси? 

1. На такси стали ездить даже те, кто не хотел

Из-за того что стоимость поездки в такси сильно снизилась, услуга стала доступнее, гораздо больше людей стали интересоваться ею. Новые игроки привлекли пассажиров, которые до этого не готовы были и даже не задумывались использовать такси.

Польза для служб такси: количество потенциальных клиентов резко возросло, появилась возможность получать больше заказов.

2. Стало больше водителей и машин такси

Из-за того что увеличился объём перевозок и появились доплаты за заказы, больше водителей захотели работать в такси. Увеличилось количество машин на линии, поэтому такси стало быстрее приезжать на заказ.

Польза для службы такси: возможность привлечь больше водителей и выполнять больше заказов. Из-за роста заинтересованных в работе водителей вновь актуальными стали парковые автомобили. Ресурсы служб такси позволяют содержать собственный парк и предоставлять машины для работы.

3. Исчезли мелкие и ненадёжные игроки

Из-за того что агрегаторы и сетевики задали довольно высокие требования к машинам и сервису, в такси стали работать более качественные автомобили и ответственные водители. Мелкие службы и частники, которые не следили за состоянием автомобилей и за точностью подачи, не смогли удовлетворять потребностям пассажиров и вынуждены были меняться или закрыться.

Польза для служб такси: возможность укрупнить свой бизнес за счёт поглощения неконкурентоспособных служб, возможность выкупить номера, выкупить автомобили. Сократилось количество конкурентов, средняя цена на поездку со временем стабилизировалась. 

4. Наступила эра полной автоматизации

Агрегаторы и сетевики вывели на рынок заказ через приложение и автоматическое распределение заказов. Такси на рациях ушло в прошлое.

Польза для служб такси: программное обеспечение позволило сократить затраты службы на работу операторов и на пробег машин автопарка. Качество услуг повысилось, потому что за парком  стало легче следить. Выходить в новые города стало гораздо проще.


В итоге кризисы принесли пользу службам такси. Несмотря ни на что сильные игроки, те, кто действительно хотел удержать свой бизнес, развивались и становились сильнее. Важным условием для выживания было умение подстроиться под меняющиеся реалии, подхватить тенденцию и не противиться новшествам.

Ситуация с коронавирусом породила третий кризис. Однако по сути это уже знакомые службам такси проблемы: ощущается спад заказов, часть водителей уходит из службы, появился фактор, который диктует новые условия. Отталкиваться нужно от новых условий: изоляция и карантин, ограничения по перевозке пассажиров, востребованность доставки товаров. Если предлагать пассажирам то, что для них важно, и выстроить удобный сервис, то объём заказов увеличится. Если предложить водителям новые условия работы, то они не уйдут из службы. Если автоматизировать больше процессов, расходы службы сократятся.



Вводить новые услуги и сервисы, чтобы поддерживать число заказов

1. Услуга доставки

Во время изоляции очень востребованными становятся услуги доставки товаров. Покупатели хотят получать еду и товары из привычных им кафе и магазинов, даже когда они закрыты для посетителей. Продавцы в свою очередь хотят поставлять свои товары, чтобы не терять прибыль, но у 90% из них нет и никогда не было услуги доставки. Директора кафе и магазинов начали сами развозить свои товары, официанты переквалифицировались в курьеров. Бизнес не был готов к кризису и быстро изменить бизнес-процессы было сложно.

Многие службы быстрее прочих поняли, что доставка товаров и посылок на базе такси — это хорошая возможность восполнить недостаток заказов и обеспечить водителей работой, к тому же это абсолютно свободная от конкурентов ниша, поэтому важно просто первым занять её. Так, директор службы такси из Крыма просто через соцсети спрашивал у владельцев магазинов и кафе в городе, не нужна ли им доставка и затем заключал с ними договоры. Сейчас примерно ⅓ всех заказов в его службе ориентирована на доставку. После окончания кризиса служба не собирается отказываться от новой услуги, а хочет и дальше развиваться в этом направлении: создать собственный интернет-портал по типу Яндекс.Лавки.

отзыв такси виво баннер статья.jpg


Такси-Мастер предложил своим клиентам маркетинговое и техническое решение «Доставка на базе такси». Наши специалисты помогают найти поставщиков в вашем городе — кафе, магазины, аптеки, которым необходимо доставлять свои товары до покупателя. Также мы предоставляем службе веб-кабинет, где клиенты-юрлица могут самостоятельно создавать заказы. Эти заказы сразу будут поступать в программный комплекс и распределяться по водителям из группы доставки.


2. Оплата картой и через приложение

Для предотвращения заражения Минздрав рекомендовал всем отказаться от расчётов наличными и перейти на бесконтактную оплату, поэтому возросла популярность оплаты картой. Службам такси нужно учитывать эту тенденцию. Можно установить в машинах (хотя бы в нескольких) платёжные терминалы и предложить пассажирам расплачиваться по карте. Можно настроить функцию привязки карты в мобильном приложении, чтобы стоимость поездки автоматически списывалась со счёта клиента. 

Наличие мобильного приложения стало преимуществом служб такси во время изоляции по нескольким причинам.

  1. Из-за уже названной бесконтактной оплаты. Это не только безопасно, но и удобно.

  2. Приложением в основном пользуются люди до 30 лет. Это более мобильная аудитория, ей свойственно игнорировать запреты, и даже на самоизоляции молодые люди активно пользуются такси. Клиенты Такси-Мастер сообщали, что в это время количество заказов из приложения TaxoPhone сократилось гораздо меньше, чем заказов по телефону.

  3. Приложение позволяет привязать клиентов к службе. Спад заказов из приложений составил примерно лишь 30%. Клиенты, которые продолжили пользоваться такси, предпочитали заказывать через приложение.

Новая версия Таксофон специально создавалась, чтобы приложение стало ещё более привлекательным для пользователей. В интерфейсе новой версии появилась карусель тарифов и услуг — возможность сразу видеть все услуги службы, например, услугу доставки. Также для пассажиров была настроена возможность оплачивать поездки через Google Pay.

ТФ.png

тф гугл пэй.jpg   

Карусель тарифов и функция оплаты Google Pay в приложении TaxoPhone 10.0



3. Аренда автомобилей

Многие компании, которые сдавали автомобили в аренду, тоже испытывают трудности с доходом от своих услуг. Если раньше они успешно сдавали авто партнёрам агрегаторов, то из-за кризиса вынуждены искать новых арендополучателей, всё чаще они сдают свои машины в службы такси. 


Чтобы службе было проще наладить взаимодействие с арендодателями, в Такси-Мастер есть специальный Кабинет партнёра. Через это веб-приложение арендодатель сможет контролировать  работу своих автомобилей. 

кабинет партнёра.jpg

Кабинет партнёра в Такси-Мастер


4. Удалённый офис

Из-за угрозы распространения коронавируса работодателям пришлось переводить своих сотрудников на работу из дома. Службы такси протестировали работу с полностью удалённой диспетчерской. Клиенты Такси-Мастер в апреле активно начали подключать Кабинет организации, чтобы их операторы могли работать с заказами из дома так же, как в офисе. Службе такси важно иметь инструменты и подготовленный бизнес-процесс для экстренного перевода офиса на удалёнку, чтобы поддерживать работоспособность диспетчерской даже в кризисных ситуациях.

Чтобы не сокращать штат диспетчеров на время спада заказов, можно предложить некоторым из них работать удалённо на коротких сменах. Это позволит сократить расходы и сохранить коллектив. Удалённых операторов можно привлекать и для обработки заказов по доставке. Также с помощью удалённного офиса можно взять на аутсорсинговую диспетчеризацию другие службы такси и службы доставки. 

cab_operator.jpg

Кабинет организации в Такси-Мастер для удалённой работы операторов


Автоматизировать ещё больше бизнес-процессов, чтобы сократить расходы

1. Обработка звонков роботом

Кризис вынудил многие службы такси сократить часть операторов. Небольшой штат оправдан, когда заказов мало. По мере того как города выходят из кризиса, заказы в службах такси растут скачкообразно: сложно понять, в какой день и время случится наплыв заказов. Голосовой робот сможет быть запасным игроком команды операторов, чтобы служба не упускала заказы, если их резко станет больше.

Пока все заведения всё ещё закрыты, ночью заказов особенно мало, поэтому вместо оператора на звонки может отвечать робот. Или удобно подключить Голосового робота на обработку всех заказов по новой услуге. Робот будет точно воспроизводить условия предоставления услуги и принимать заказ по заданному сценарию, службе не придётся обучать операторов. 

2. Дистанционный приём водителей на работу 

Нет необходимости заставлять водителя ехать в офис службы, чтобы устроить его. Все данные о себе он может передать онлайн, а осмотр автомобиля пройти по фото-контролю. Это разгрузит ответственного за приём новых сотрудников: ему не придётся лично общаться с кандидатами, отвечать им можно будет в течение дня. 

В приложении TMDriver есть возможность принимать заявки от водителей-кандидатов. Любой водитель, который хочет работать с вашей службой такси, может скачать приложение, заполнить анкету и отправить её на одобрение. Данные из анкеты сразу попадут в программный комплекс Такси-Мастер.


Регистрация_водителя-кандидата_в_TMDriver_-_Анкета.png

Регистрация_водителя-кандидата_в_TMDriver_-_Анкета_-_Водитель.png   

Регистрация_водителя-кандидата_в_TMDriver_-_Анкета_-_Фотоосмотр.png   

Анкета для водителя в приложении TMDriver



Изменить ценообразование

Хотя немногие руководители верят, что повышение цен принесёт пользу службе такси, в условиях кризиса нужно использовать любую возможность заработать. Только использовать её нужно грамотно, применить опыт других игроков рынка, например, агрегаторов. Их цены повышаются и понижаются, в зависимости от спроса на такси, в зависимости от погодных условий и времени суток. Служба такси также может использовать гибкую ценовую политику, потому что водителей мало, но людям всё равно нужно ездить. 

В Такси-Мастер разработан специальный скрипт, который меняет стоимость поездки в зависимости от спроса. Он оценивает, насколько высока загруженность автомобилей на линии, и автоматически включает повышенный тариф. При этом пользователи мобильного приложения смогут увидеть, что тариф повышен.


Подготовиться и к «оттепели», и к новому кризису

В мае-июне во многих странах ожидается ослабление ограничений на работу такси. Нужно подготовить службу к этой «оттепели», чтобы не проиграть в битве за клиентов, вышедших из изоляции. Сейчас, пока все преимущественно сидят дома, службе такси нужно позаботиться о 2 вещах:

1. Подготовить запуск рекламы. Клиенты и водители и служб такси, и агрегаторов на время забыли о поездках. Как только карантин и изоляция закончатся, задачей службы такси будет быстро привлечь их внимание рекламными акциями. Это лучшее время, чтобы вернуть всех своих клиентов и водителей и перетянуть часть чужих в свою службу. Нужно заранее продумать стратегию размещения рекламы, подготовить объявления с сильным оффером, отладить бизнес-процессы.

Вы уже сейчас можете поставить задачу своим маркетологам по разработке рекламной кампании или обратиться к специалистам Такси-Мастер. Маркетологи, таргетологи, дизайнеры, копирайтеры и бизнес-консультанты в сфере такси помогут привлечь в вашу службу пассажиров и водителей.

2. Работать на репутацию. Время вынужденного застоя можно использовать для того, чтобы улучшить сервис: обучить операторов, составить новые речевые скрипты, корректировать старые, разработать инструкции для водителей. Чтобы клиенты не забывали о вашей службе такси, нужно постоянно появляться в их информационном поле, например, вести соцсети, делать рассылки с акциями в приложении.


Ограничения, связанные с изоляцией из-за второй волны коронавируса, могут повториться уже осенью-зимой 2020. Также может возникнуть и любая другая ситуация с ужесточением контроля над службами такси со стороны государства. Например, за их работой могут следить на платформах по контролю за передвижением, с помощью QR-кодов с пропусками и справок. Чтобы служба не простаивала во время очередного ужесточения, нужно подготовить внутренние коммуникации и программное обеспечение. Необходимо продумать, как можно будет оперативно оповестить сотрудников об изменении режима работы, заранее рассказать, где можно получать актуальную информацию, подготовить шаблоны сообщений. Важно иметь возможность быстро обеспечить водителей и машины всем необходимым для работы, настроить программный комплекс для непрерывной работы операторов.

Федеральная антимонопольная служба сейчас снова рассылает по службам письма с требованием предоставить данные по поездкам и заказам. Как предполагают эксперты Такси-Мастер, эти письма могут оказаться очередной попыткой оценить рынок перевозок перед введением новых условий регулирования. Чтобы не упустить важных изменений, лучше пристально следить за всеми законопроектами, касающимися пассажирских перевозок и доставки, общаться с коллегами по бизнесу и экспертами в сфере такси.



Узнайте, как Такси-Мастер может помочь справиться с кризисом в службе такси

Напишите на эл.почту marketing@bitmaster.ru или позвоните по тел. +7 (499) 112-44-98. Наш специалист ответит на ваши вопросы. 

Если вы клиент Такси-Мастер, задайте вопрос своему персональному менеджеру 
по тел. +7 (499) 709-84-87 или отправьте на эл. почту gsk@bitmaster.ru.




У ВАС БИЗНЕС ТАКСИ?
Скачайте бесплатный комплект из 10 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность
Читайте также:
24.07.2024
ОКВЭД такси в 2024 году: коды вида деятельности такси

Каждый бизнес в России должен присвоить себе код из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кодов можно выбрать несколько, если компания или ИП занимаются одновременно разными видами деятельности. Расскажем, какие коды ОКВЭД может использовать служба такси или таксист-ИП.

53651
11.07.2024
Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2024

Налогообложение такси в России может происходить по 4 разным системам. Каждая система имеет свои условия по виду организации бизнеса, количеству сотрудников, машин и доходов. Рассмотрим особенности каждой системы и разберёмся, какую систему налогообложения выбрать для такси.

64830
03.06.2024
Каким был Акселератор такси 2024 в Екатеринбурге

На тренинг в Екатеринбург приехало 100 участников из 6 стран, чтобы пообщаться, поделиться новостями, обменяться опытом и увезти с собой идеи для развития бизнеса.

639
27.05.2024
Закон о такси 2024: последние изменения

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: 580-ФЗ, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 580 закон о такси, положения которого изменили некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.

174278