А ваши водители и операторы работают по инструкции?
11.12.2015

А ваши водители и операторы работают по инструкции?

Трудовое законодательство обязывает составлять должностные инструкции для некоторых специалистов, среди которых водители или операторы службы такси не числятся.

Однако, вы можете применять их по собственной инициативе, в ряде случаев это значительно облегчит вашу работу с персоналом.

Работа водителей по инструкции

В отличие от трудового договора, который обозначает, что должен делать сотрудник, инструкция определяет как. С помощью документа, в котором будут четко определены круг обязанностей, требования к квалификации и разграничению ответственности, вы сможете предупредить множество вопросов и получите инструмент для разрешения спорных ситуаций.

Должностная инструкция имеет большое значение дисциплинарного характера. Она служит обоснованием для увольнения сотрудника или отказа в приеме на работу, обоснованием для применения взысканий в виде штрафов в случае каких-либо нарушений. При трудовых спорах решение работодателя об увольнении сотрудника без документально подтвержденных оснований суд, как правило, признает незаконным.



Требования к документу

Это внутренний документ. Все кадровые документы должны соответствовать ГОСТ «Требования к оформлению документов» 6.38.90. Для того, чтобы документ приобрел юридическую силу, в нем необходимо указать название вашей службы такси и обязательные пункты — название и номер документа, город, дату составления.

Схема инструкции для водителя

Должностная инструкция для водителя состоит из разделов:
  1. Общие положения
  2. Права
  3. Должностные обязанности
  4. Ответственность

Раздел I «Общие положения»

Здесь должны быть зафиксированы:
  1. требования, предъявляемые к образованию и стажу работы должностного лица, замещающего данную должность (среднее полное образование, наличие прав кат. В, водительский стаж от трех лет, знание города и оборудования)
  2. кому подчиняется водитель
  3. порядок назначения и освобождения от должности
  4. нормативная база (перечень внутренних документов, регламентирующих работу водителя).

Раздел II «Права»

Содержит перечень прав с учетом специфики выполняемых должностных обязанностей водителя. Здесь же определяются взаимоотношения с другими должностными лицами. Например: право требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, пристегивать ремни безопасности, сохранять чистоту в салоне; отказываться от обслуживания пассажиров при определенных обстоятельствах (перечень случаев); вносить предложения руководству, направленные на повышение качества обслуживания.

Раздел III «Должностные обязанности»

Содержит перечень основных функций должностного лица. Сюда можно отнести требование соблюдать правила эксплуатации служебного автомобиля, внутренние правила распорядка, правила безопасности, а также обязанность распространять в салоне рекламную продукцию.

В разделе IV «Ответственность»

Здесь обозначается мера ответственности должностного лица за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, локальными правовыми актами и трудовым законодательством РФ.

В раздел могут быть включены другие пункты, уточняющие и конкретизирующие ответственность водителя. Например, за невыход на линию, отказ от заказа, курение во время выполнения заказа.

Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления с подписями всех сотрудников. Документ хранится в организации и служит доказательством того, что работник со своей инструкцией ознакомился.

У вас бизнес такси?
Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Читайте также
23.10.2025
Программа для таксопарка

В современном бизнесе такси ручное управление часто приводит к ошибкам, потерям времени и денег. Использование специализированной программы для таксопарков помогает сократить расходы и сэкономить время работы. Без автоматизации бизнес рискует отставать, а с программой — получает инструменты для оптимизации и роста.

234
16.10.2025
Как открыть таксопарк с нуля: полный гид по бизнесу в 2025 году

Открытие таксопарка — это перспективный шаг в сфере пассажирских перевозок, особенно если вы учитываете текущие тенденции рынка. В 2025 году такой бизнес остается востребованным благодаря стабильному спросу на услуги такси, но требует тщательной подготовки.

Если вы планируете открыть таксопарк с нуля — этот гид поможет разобраться в ключевых этапах: от анализа ниши до запуска и продвижения, а также поможет избежать ошибок и построить эффективную службу.

370
08.10.2025
Закон о локализации такси

23 мая 2025 года в России официально приняли закон о локализации автомобилей такси. Локализация такси простыми словами — это требование к уровню производства автомобилей на территории страны. В этой статье разберем как будет действовать закон, на кого распространяется и как можно подготовиться.

28519
06.10.2025
Лучшая программа для такси: как не ошибиться с выбором

Выбор программного обеспечения для такси — важный шаг для автоматизации процессов и повышения конкурентоспособности. Лучшая программа такси —та, которая ускоряет прием и распределение заказов и дает прозрачную аналитику для управленческих решений.

2018